Два мероприятия за сегодня - КиноЛикбез и Концерт карильонной музыки.
Сегодня был последний день международного кинофестиваля Киноликбез. Я пришла туда ради блока анимации, но осталась и на Игровое кино. И там, и там были короткометражки (самое длинное кино - около 30 минут). Нагло забрала с собой анкету для голосования, зато есть список. Дилетанские заметки от человека, который обычно не смотрит фестивальную анимацию.
Мультфильмы
Sisters, Бельгия, Гент, 2012, 8 мин. Тонкая полоска посреди экрана разделена на три части, планы асинхронно меняются, иногда части сливаются и затем распадаются опять. На фоне - бытовые звуки, в основном постукивания разных мастей - одна из героинь что-то готовит. Очень теплая гамма, красивые куклы-героини. НО - из-за формата разглядеть происходящее было сложно, поэтому после титров в зале повисла недоуменная тишина. Я сидела на последнем ряду, поэтому уловила меньше среднего.
The Vast Landscape - Porcelain Stories, Хорватия, Загреб, 2014, 11 мин. Стиль и сами куклы были на удивление похожи, но операторские решения попроще, поэтому кое-что удалось уловить. По сути, несколько параллельных и практически несвязанных историй, в которых мало что происходит. Охотник сидит и ждет, иногда переговариваясь с птицами. Мальчик слушает музыкальную шкатулку и ломает фигурку на ней. И так далее. Возможно, опять же что-то упустила, но цельной картинки у меня не сложилось (должна ли?)
Голый парень пинком сбрасывает шляпу с гнома, собирающего кубик-рубик, Санкт-Петербург, 2014, 20 сек. К сожалению, задумка раскрывается, как только видишь хронометраж, но сама идея хороша. Исполнение примерно на уровне Масяни. Зал смеялся.
Ежик, который совсем не ежик, Москва, 2016, 5 мин. После предыдущих выдохнула - ничего себе, понятный сюжетный мультик! Сделан действительно приятно, анимация простая, ненавязчивая. Ежик - начинающий поэт (треска вкусна, когда грустна?.. весна?..), представляющий себя на сцене. Основа мультика - диалог с птичкой, где ежик доказывал, что он не ежик, а Петя. Птичка же сначала доказывала, что все-таки ежик, а потом согласилась, что не ежик, но и не Петя - поэт. И сама она не птичка, а... Впрочем, без спойлеров - лучше найти и посмотреть.
Компания, Москва, 2016, 5 мин. Просто и остроумно, про компанию евреев, играющую с рыбой в домино.
Курт №5, Санкт-Петербург, 2016, 5 мин. Про куклу-Курта. Постфактум режиссер рассказал, что это клип на песню его группы. Звук было слышно не очень хорошо, поэтому смысл не дошел, но автор посоветовал пересмотреть на Ютубе. Наверное, так и сделаю. Еще он "раздавал музыку" - то есть квадраты бумаги с рисунком-"обложкой" на одной стороне и QR-кодом на другой.
Марапацуца, Краснодар, 2016, 8 мин. Одиссея с колоритными кубанскими (?) пейзажами и цеппеллинами-грушами (или тыквами-горлянками?). Тоже понятно не все, но харизматично и живо.
Письма Куклы, Москва, 2016, 7 мин. Милый детский мультфильм, добрый и стильный. Выбивался непретенциозностью, но это, наверное, хорошо.
Танзонк, Москва/Будапешт, 2015, 9 мин. Мой фаворит. Максимально фестивально: абстрактные фигуры сменяются вполне конкретными очертаниями, война машин с людьми перетекает в оргию, все это под отдельные звуки, как будто вырванные из нойза. Пробирающее хулиганство. Отлично!
Тузик, служить! Санкт-Петербург, 2016, 9 мин. Да это же сатира на бюрократию! Есть в этом что-то басенное: разношерстные собаки, место действия - вход в обычную контору, главные герои - охранник и мелочь типа чихуахуа, забывшая пропуск. Изящный финал, еще более изящный постскриптум. Динамично, весело, красиво - здорово!
Чудище, Москва, 2017, 5 мин. Самый скучный мультфильм, развязка понятна сразу, анимация неплоха, но, на мой вкус, все-таки недостаточно стильная. Как будто легкий закос под аниме стилистику, и это только вредит. Название вселяло надежду, но увы.
Игровое кино
Alrasheed Street (Улица Альрашид), Багдад, 2017, 5 мин. Немного опоздала, поэтому впечатление смазалось, но суть вроде успела ухватить. Два персонажа, парень и девушка, преображаются на наших глазах. Они ни разу не появляются в кадре вместе - у каждого из них своя неизменная "локация". Парень постепенно приобретает демонические черты, девушка - тускнеет, в конце концов закутывая паранджой избитое лицо. Что делает фильм странным, так это добавление анимации. На лицах героев постоянно появляются рисунки (у девушки сначала бабочка, потом слезы, ее избивает рука в боксерской перчатке, как в играх). Смешанное впечатление, хотя тема важная.
Presence (Присутствие), Казахстан, 2016, 10 мин. По рассказу Селинджера. Вполне возможно, что все передано слово в слово, но видеоряд показался только привеском к словам, ничего не добавляющим к истории.
Souls Dead (Души Мертвые), Беларусь, 2016, 29 мин. Самая длинная картина - и при этом самая цепляющая и живая. Работа цеха кипит - весь фильм мы непрерывно следуем то за одним, то за другим персонажем, которые иногда останавливаются для диалогов, кадр ни разу не разрывается - восхищенно думала, как это сделано. Название не раз обыгрывается в фильме, хотя и показывается только перед титрами. Разрозненные линии складываются в одну, и рефреном звучит стихотворение, которое заикающийся парень учит для праздника в цехе. Советую смотреть, слишком многоголосно, чтобы передавать.
Spring, Come! (Весна, приходи!), Украина/Россия, 2016, 6 мин. Неожиданно легкое и по теме, и по исполнению, пусть и слегка затянутое. Неожиданно простое решение - люди-аллегории весны и зимы в сложных взаимоотношениях (на самом деле, это любовный треугольник, третьего угадать нетрудно). Местами на грани банальности и затянутости, и все же неплохо.
Squares (Квадраты), Киев, 2016, 5 мин. Грустный и смешной анекдот из жизни простого парня, который пришел устраиваться на работу. Он умеет делать квадраты. А дальше лучше смотреть.
The Guy Came On Horseback (Возвращение верхом), Иран, 2016, 17 мин. Незнакомая культура в каждом кадре. Поэтому - звучит. Сюжет знакомый - запретная любовь, решение неожиданное.
The Show Zhe (Операция Же), Киев, 2016, 8 мин. Отличное! По рассказу Чехова. Сначала очень удивило картинкой - нарочито яркие, почти карнавальные цвета. В целом, показалось по съемке и игре актеров наиболее профессиональным и самым динамичным - ни разу не возникло ощущения затянутости, которое то и дело подбиралось в других лентах. Чехов-юморист во всей красе, в отличие от Присутствия - получилось.
Wintry Spring (Морозная Весна), Гиза, 2015, 16 мин. Не смогла вспомнить по названию, пришлось гуглить. На удивление - потому что понравилось. Что еще удивительно - такое тонкое понимание девочки-подростка мужчиной-режиссером. В центре - отношения девочки, которая не совсем понимает, что с ней происходит, и отца, который тем более не понимает.
Moroccan Dream (В парандже по своей воле), Маракеш, 2017, 5 мин. Странная штука. Рассказ от первого лица - девушка, которая была "первым голосом" Маракеша, променяла славу певицы на семью и паранджу. Все это с актерской игрой уровня российских сериалов. Но голос красивый.
You Are Not American (Ты не американец), Афганистан, 2015, 9 мин. Американский солдат ползет по пустыне с прострелянной ногой. Маленький местный мальчик находит его, поит водой и доказывает, что тот не американец, потому что американцы бросают бомбы с неба. В этот момент американские солдаты на вертолете замечают эту странную парочку и решают спасти друга от "талиба" самым верным способом. Мне не хватило техничности исполнения - тоже "не верю", хотя идея изначально крепкая.
После марафона кино - Петропавловская крепость, концерт карильонной музыки. Шла наугад, даже не посмотрев, что такое карильон. Тем больше удивилась - было ощущение, что звучал сам собор, тем более что музыканта не видно. Бах, Гендель, бельгийские композиторы, современные мелодии - иногда немного гремучая смесь, но как звучит! Восхищение. Нагрянул дождь - женщина пустила меня под свой зонтик, но все равно промокла и замерзла. Зато дослушала, нам показали макет, как работает инструмент.
Теремок и домой.